- неримские католики
нери́мские като́лики, иногда употребляемое собирательное название для различных церковных групп, либо отделившихся в XVIII—XX вв. от Римско-католической церкви и приобретших в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо отколовшихся от англиканства и других течений протестантизма и приблизившихся к католицизму.
В частности, некоторые из групп неримских католиков, отколовшихся от Римско-католической церкви, ввели такие новшества, как служба на национальных языках, участие мирян в управлении церковью, безоговорочное причащение мирян под обоими видами, разрешение священникам вступать в брак, рукоположение женщин в священники и т. п. Группы же неримских католиков, имеющие протестантские (в том числе англиканские) корни, постарались прежде всего восстановить апостольскую преемственность в рукоположении духовенства и ввели в своё вероучение ряд догматических и культовых положений католицизма.
Неримские католики делятся на несколько групп, порой весьма сильно отличающихся друг от друга. Наиболее известны из них старокатолики, реформированные католики, консервативные католики. Кроме того, выделяют ещё несколько мелких групп: церкви, возглавляемые независимыми епископами, маргинальные католические организации, англо-романские церкви, католические церкви, имеющие протестантские истоки.
Автокефальные церкви, возглавляемые независимыми епископами (так называемые episcopi-vagantes), представляют собой очень малочисленные церковные организации, обычно насчитывающие менее 100 человек. Эти организации, отколовшиеся от Римско-католической церкви, именуют себя по-разному: католическими, апостольскими, православными. Возглавляющие их епископы были рукоположены в подавляющем большинстве следующими епископами: французом Жозефом Рене Вилаттом, англичанином Арнолдом Харрисом Мэтью и итальянцем Франческо Ферретти. Возглавленное ими движение имело своей целью поставление независимых епископов, призванных возродить раннее христианство и стать зачинателями объединения разобщённых в настоящее время христиан. Движение это возникло в Великобритании, а затем распространилось в ряде других стран Европы, в США и Канаде, Австралии, некоторых странах «третьего мира». Несмотря на специфический характер, эти церковные группки в целом сохраняют традиционное католическое вероучение.
В противоположность им маргинальные католические организации, отколовшись от Римско-католической церкви, включили в своё вероучение некоторые весьма далёкие от католицизма, а иногда и от христианства вообще догматические положения.
Англо-романские церкви являются результатом отделения от англиканства групп, поставивших под сомнение англиканские апостольскую преемственность и рукоположения и решивших заменить их апостольской преемственностью и рукоположениями, имеющими римско-католическую основу, главным образом преемственностью, идущей от упомянутых выше епископов Вилатта, Мэтью и Ферретти.
Ещё одна группа неримских католиков появилась в результате отделения от разных протестантских церквей (не считая англиканских). Эти организации протестантского происхождения всемерно стремились получить историческую преемственность епископата. Они ввели также церковную иерархию католического типа, возглавляемую епископами, установили епископское рукоположение священников, приняли католическое учение о таинствах, ввели близкие к католицизму богослужебный ритуал и литургию. К неримским католикам относили также апостольских католиков, однако определение их принадлежности к тому или иному направлению христианства вызывает споры. Иногда их называют ранними пятидесятниками, а порой даже относят к маргинальным протестантам. Спорно и положение либеральных католиков.
Общая численность неримских католиков (не считая апостольских католиков) — около 15 млн. человек, в том числе в ряде стран Европы (Чехии, Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Великобритании и др.), Америки (Бразилии, США, Канаде и др.), Азии (прежде всего на Филиппинах) и т. д.
П. И. Пучков
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.